Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Первопроходец советского телефильма
Letyshops (Lifetime)

Первопроходец советского телефильма

Статья о творчестве режиссёра телевизионных фильмов С. Н. Колосова

 

Есть такая знакомая формула: первопроходцам всегда трудно. Да, действительно нелегко делать то, чего до тебя никто не делал. Но когда мне доводится встретиться с теми, кто идет непроторенными путями, не могу найти в их облике печати тяжести или усталости. Напротив, поражает ощущение неиссякаемой энергии, полнокровной радости бытия — всего того, что отличает подлинно счастливого человека. Таким человеком, на мой взгляд, является режиссер Сергей Николаевич Колосов, создатель одного из любимейших зрителями жанров — советского многосерийного телевизионного фильма.


В 1952 Колосов году дебютировал с постановкой дипломного спектакля «Наследники» в Центральном театре Советской Армии. Тогда же он впервые встретился с телевидением, правда, встреча эта была, как говорится, «на чужой территории» — спектакль «Наследники» передавали в эфир.


— Работники телевидения, — вспоминает С. Колосов, — при подготовке передачи обрушили на меня неведомые прежде требования вроде непременных диагональных мизансцен. И все это объясняли спецификой телеэкрана. Я был новичком, вынужден был покориться, а потом выслушивал недоуменные вопросы своих коллег по театру, увидевших спектакль на экране телевизора. И тогда понял, что нужно осваивать возможности телевидения самому.


Каждый раз режиссер находит в важнейшем для нашего народа событии определенные аспекты, которые насыщены подлинным драматизмом; в отличие от авторов, склонных видеть людей через события, он предпочитает раскрывать события через людей. Позтому-то в лучших его работах в центр всегда поставлен человек с его богатым внутренним миром, его судьба, его отношения с другими людьми. Полученное Колосовым еще в молодости умение бережно, любовно работать с актерами. доверять им стало важной чертой его произведений: главные герои сохраняются в памяти надолго. Поэтому, наверное, для многих зрителей — да и критиков тоже — имя Колосова неразрывно связано с именами актеров, открытых им или же проявивших себя с новой стороны в его фильмах. Тут следует особо сказать о Людмиле Касаткиной, лучшие киноработы которой — роли Ани Морозовой в «Вызываем огонь на себя», Марии Захарченко в «Операции «Трест», Анны Широковой в «Диалоге» — выполнены под руководством С. Колосова.


Л. Касаткина исполняет главные роли и в его фильмах, снятых для «большого» экрана, — «Помни имя свое» и в заканчиваемой в настоящее время картине «Мадам Мзр Мари». Эти ленты, отделенные друг от друга почти десятилетием, связаны постоянной для режиссера приверженностью к подлинным историческим фактам, к героической теме. В первой из них, получившей широкое признание наших зрителей, рассказывается основанная на фактах история советской женщины, узницы Освенцима, которая через много лет после войны нашла своего сына, разлученного с нею в концлагере. Во второй, тоже необычной по сюжету, мы узнаем о Елизавете Кузьминой-Караваевой — монашке матери Марии, которая во время войны сражалась в рядах французского Сопротивления.


В своих планах — у Сергея Николаевича их всегда много — режиссер вновь обращается к героическим страницам истории. Он задумал рассказать на экране о мюнхенском сговоре, открывшем Гитлеру путь к нападению на СССР. Мечтает поставить фильм о судьбе одного из видных деятелей международного коммунистического движения. Значит, вновь скрупулезно изучаемые исторические документы, исследовательское проникновение в материал, настойчивый поиск

Иначе и быть не может: ведь первопроходцам всегда трудно.